Армянская оппозиция и Иран пытаются сорвать мирный процесс на Кавказе
На сайте Иерусалимского института стратегии и безопасности вышла на английском языке статья известных израильских иранистов Александра Гринберга и Михаила Бородкина. Они анализируют мирное урегулирование конфликта и отношения между Израилем, Азербайджаном и Арменией в свете недавнего визита в Иерусалим заместителя министра иностранных дел Армении Вагана Костаняна.
Предлагаем вашему вниманию перевод этой статьи, с небольшими сокращениями.
«Хотя более тесные связи между Иерусалимом и Ереваном приветствуются, необходимо преодолеть значительные препятствия. Армения всегда с опаской относилась к поддержке Израилем — Азербайджана: между двумя странами налажено стратегическое партнерство в различных областях, от экономики до безопасности. Однако связи Израиля с Азербайджаном были установлены сразу после обретения Азербайджаном независимости, и стратегическое партнерство с Баку никогда не было направлено против Армении.
Кроме того, Армения остается союзником Ирана. Израиль также выражал обеспокоенность по поводу роста антисемитизма в Армении. В последние годы было совершено несколько актов вандализма в отношении еврейских объектов, в том числе четыре нападения на синагогу в столице, Ереване. В армянских социальных сетях также участились антисемитские публикации, особенно в ответ на поставки израильского оружия Азербайджану. Армянское лобби в США пыталось оказать давление на Конгресс, чтобы тот ограничил американскую военную помощь Израилю, если Иерусалим не прекратит поставки оружия Баку. 24 июня ХАМАС приветствовал признание Арменией палестинского государства.
Израиль обеспокоен давней позицией Армении в отношении иранской политики. Чтобы внести ясность, Израиль обеспокоен не самими связями Армении с Ираном, а попустительством Еревана в в областях, не связанных с обычным сотрудничеством. Например, Армения помогает Ирану и России обходить санкции. Тегеран же, в свою очередь, ценит партнерство с Ереваном и неоднократно выступал с угрожающими заявлениями в адрес Азербайджана.
Однако время и цель визита Костаняна были выбраны не случайно. Главным предметом обсуждения стал проект «Маршрут Трампа для мира и процветания» (TRIPP), более известный как Зангезурский коридор. Этот проект направлен на создание транспортного маршрута протяженностью около 64 километров, соединяющего западные регионы Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой, азербайджанским эксклавом, не имеющим выхода к морю и расположенным вдоль армяно-иранской границы. В случае успеха он установит прямое сухопутное сообщение из Турции в Азербайджан и далее — через Каспийское море — в Центральную Азию и Китай.
Израиль рассматривает TRIPP как многообещающую возможность для укрепления регионального экономического сотрудничества, в то время как Иран воспринимает его как прямую угрозу своим интересам, поскольку будет лишен возможности сорвать те или иные поставки на этом маршруте. Если этот проект будет реализован, то Иран действительно потеряет влияние как на Армению, так и на Азербайджан.
А Костанян входит в число армянских чиновников, ответственных за координацию логистики проекта с Соединенными Штатами. Иранские официальные лица охарактеризовали коридор как угрозу своей безопасности, но Армения заверила Иран, что будет уважать его границы.
Армении проект TRIPP принесет, в случае реализации, существенные экономические выгоды, и поможет постепенно снизить зависимость от России. Именно поэтому премьер-министр Армении Никол Пашинян выступает за создание коридора, несмотря на резкую критику внутри страны, со стороны церкви и оппозиции, а также, конечно, со стороны Ирана.
Пашинян намеренно назначил Костаняна, дипломата, говорящего на персидском языке и имеющего опыт работы как в США, так и в Иране, руководить проектом TRIPP. Последующие встречи Костаняна с иранскими официальными лицами подчеркивают признание Арменией роли Ирана в успехе проекта. А его недавняя поездка в Израиль свидетельствует о готовности Еревана рискнуть неодобрением Ирана ради продвижения инициативы и укрепления связей с США и их союзниками. Дальнейшие шаги Тегерана остаются неопределенными.
Реакция иранских официальных лиц
Визит Костаняна в Израиль демонстрирует решимость Армении сблизиться с США, стремясь к мирному урегулированию с Азербайджаном. Он также показал, что угрозы Ирана стали меньше пугать соседние страны: визит противоречит обещаниям армянских официальных лиц, данным Ирану, о том, что они не намерены выполнять соглашение с Азербайджаном относительно Зангезурского коридора.
Эти недавние события не остались незамеченными Ираном. Неофициальные заявления аналитиков и комментаторов, связанных с режимом, не оставляют сомнений в истинных намерениях режима, но прямая реакция иранских СМИ была на удивление сдержанной. Большинство официальных и полуофициальных изданий опубликовали лишь краткие новостные сообщения, представляющие визит — прагматичными усилиями Армении по «развитию двусторонних отношений в политической и экономической сферах» и «изучению возможностей сотрудничества в области технологий, медицины, сельского хозяйства и туризма». Даже связанное с КСИР информационное агентство «Тасним» пыталось найти способ избежать делигитимации Армении, не подтверждая при этом легитимность Израиля: визит Костаняна был описан как «встреча в Тель-Авиве с Эденом Бар-Талем, директором МИД израильского режима».
Однако пропагандистский телеканал «Сахар ТВ», связанный с КСИР, показал программу, посвященную этому визиту, — что интересно, не на персидском, а на азербайджаноязычном канале. Мотив был ясен: убедить азербайджанскую аудиторию в том, что Израиль — ненадежный партнер, способный в любой момент перейти на другую сторону.
8 декабря министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи встретился со своим азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым и на совместной пресс-конференции подчеркнул, что «иностранного вмешательства на Кавказе быть не должно». Он заявил, что «разногласия и недопонимания» между двумя странами должны разрешаться путем диалога, добавив, что Иран не позволит другим ставить под угрозу его отношения с Азербайджаном.
В отличие от официальных ответов, неофициальные реакции Ирана были поразительно язвительными: Эхсан Мовахедян, эксперт по Кавказу, известный своей антиазербайджанской и антиизраильской риторикой, написал на своей странице в социальной сети «X», что Армения идет по «опасному и скользкому пути» и в конечном итоге может оказаться вынужденой выбирать между Израилем и Ираном. Мовахедян также обвиняет Армению в предательстве Ирана, поскольку Ереван ведет переговоры с Баку о потенциальной продаже азербайджанской нефти Армении — тогда как несколько лет назад отклонила предложение Ирана о покупке иранской нефти.
Другие комментаторы обвинили армянское правительство в том, что оно опозорилось, пытаясь подружиться с Израилем. Некий доктор Мирбагери рассматривает этот визит как попытку заговора против Ирана.
Эти реакции раскрывают тактику иранского режима: Иран редко открыто заявляет о своих опасениях, придерживаясь принципов таарофа (системы этикета, базирующегося на чрезмерной вежливости). На практике это означает, что режим предпочитает оказывать давление через дипломатические каналы, особенно в отношениях с Азербайджаном, отдавая предпочтение диалогу, а не конфронтации. Иран, вероятно, осознает свою растущую уязвимость и избегает эскалации риторики в отношении своего северного соседа. Он также воздерживается от былой практики проведения военных учений близ границы с Азербайджаном. В Тегеране осознали, что любая эскалация может быть контрпродуктивной.
Армянская оппозиция препятствует мирному процессу
Примечательно, что, несмотря на очевидные выгоды, которые Армения получила бы от успешного завершения проекта TRIPP, премьер-министр Никол Пашинян сталкивается с серьезными препятствиями как внутри страны, так и на международной арене. Армянская церковь координирует усилия армянской оппозиции против правительства Пашиняна и пропаганду, используемую против него Армянским национальным комитетом Америки (ANCA) — армянским лобби в США.
На данный момент иранский режим воздерживается от открытой критики Армении за ее сближение с Израилем. Однако Иран внимательно следит за внутренним конфликтом в Армении и открыто поддерживает Церковь, которая выступает против мирного процесса с Азербайджаном. Иранские СМИ прямо упрекают президента Азербайджана Ильхама Алиева за встречу с [известным американским] раввином Артуром Шнайером, [который в прошлом был заместителем посла США в ООН], обвиняя его во враждебном отношении к Армянской церкви. Иранские СМИ также распространили на персидском языке интервью с профессором арменистики Стэнфордского университета Артуром Хачикьяном, который обвинил американских евангелистов в создании раскола внутри Армянской церкви из-за их «твердой поддержки Израиля». Он добавил, что евангелисты работают на сионистов и Баку.
5 декабря армянский еженедельник опубликовал статью об армянах в Иерусалиме, описывая их как дискриминационное меньшинство под израильской оккупацией. А 8 декабря ANCA перепостила на «X» заявления доктора Бедроса Дер Матосяна, профессора современной истории Ближнего Востока, в которых он власти Республику Армения в «не поддержке армян в Палестине».
Роль Азербайджанской Республики в реализации TRIPP имеет решающее значение. Визит заместителя министра иностранных дел Армении в Израиль подчеркивает приоритеты армянского руководства, которое работает над продвижением мирного процесса с Азербайджаном, одновременно дистанцируясь от Ирана и России. Ни Иран, ни Россия не смогли гарантировать интересы Армении. В настоящее время эта кавказская страна остается без союзников, а правительству Пашиняна приходится противостоять не только Москве и Тегерану, но и деструктивным действиям некоторых армянских диаспорных организаций, которые являются негласными союзниками Ирана и ХАМАСа.
Примирение с Израилем для Армении будет невозможно, если она не решит эти неотложные проблемы. Американские лица, принимающие решения, должны увидеть эти вызовы и помочь Армении в их преодолении.