Брошенный в Карабахе пес

​​

Через неделю после подрыва Каховского водохранилища, 6 июня, и затопления огромных территорий Херсонской области Украины в бот обратной связи тг-канала AZfront написал 36-летний житель Баку.

Он сообщил, что прочитал в украинских ТГ-каналах о множестве собак и кошек, оставшихся без хозяев в результате катастрофического наводнения.

Уже во время передачи денег на их спасение мужчина рассказал свою историю, побудившую его позаботиться о брошенных животных.

Микаэль родился и вырос в центре равнинного Карабаха — Агдаме.

Когда ему исполнилось четыре года отец подарил щенка. Белый пушистый комочек был похож на маленького медвежонка, поэтому ребенок нарек своего нового друга «Айыджыг». Они сразу стали неразлучны. Микаэль вспоминает, что по ночам, почти не просыпаясь, вставал с постели и шел на кухню, где спал на подстилке его любимец. На утро они вставали вместе.

Незадолго до шестого дня рождения Микаэля, отец, работавший на Агдамском консервном заводе, ушел на войну добровольцем, как потом рассказывала мать, «защищать землю предков». Сын его больше никогда не видел, и теперь уже почти не помнит.

Каких-то событий, связанных с войной, тоже не помнит – до того момента, когда, примерно вначале лета (1993 года), «стало ухать» совсем близко от города.

К Агдаму приближались армянские вооруженные формирования, поддерживаемые частями российской армии.

«Мама начала судорожно метаться по соседям и родственникам, отчаянно пытаясь вывезти в Баку хотя бы нас с сестренкой», — вспоминает Микаэль.

Какое-то время, когда город уже каждый день обстреливала артиллерия, они провели в подвале. «Наконец, мама с кем-то договорилась, чтобы нас вывезли.

Была ночь, постоянно звучали взрывы. Казалось, что они приближаются. Очень страшно. Последние часы в родном городе – первое четкое воспоминание детства». Водитель легковушки, после долгих уговоров согласившийся вывезти мать с двумя маленькими детьми, наотрез отказался брать в машину собаку. У мальчика случилась истерика, без своего любимца он не соглашался ехать. «Но мама пообещала, что Айыджыга привезут следом, когда в Баку поедут грузовики. Я поверил… Столько лет прошло, но не отпускает чувство, что я его предал, бросил на смерть. С возрастом это гложет еще сильнее. До сих пор иногда снится: он совсем еще щеночек, я держу его на руках, а он смотрит своими глазками-пуговками на белой мордочке, и верит, что я его никогда не оставлю…».

Когда Микаэль прочитал о животных, брошенных в затопленных городах и селах Херсонщины, то сразу вспомнил своего 30 лет назад оставленного на войне друга. «Хоть так, может быть, смогу искупить это пожизненное чувство вины…», — говорит он о решении передать деньги на спасение украинских собак и кошек.

На эти средства из Харькова в зону затопления отправились волонтеры благотворительного фонда UkrAZfront. Они рассказали, что к моменту прибытия на место многие животные уже погибли, не дождавшись помощи людей. Но, все же, удалось вывезти оттуда несколько десятков собак и кошек. Их уже доставили в Харьков. На средства Микаэля всем оказан основательный ветеринарный уход, сделаны прививки, проставлены чипы. На эти же деньги их разместили в питомнике, и каждый день обеспечивают хорошим кормом. Так «белый медвежонок», ровно 30 лет назад сгинувший на Первой Карабахской войне, спас десятки собак и кошек на войне в Украине.