Великий бакинец: 100 лет писателю Леониду Зорину



 100 лет со дня рождения выдающегося драматурга и прозаика Леонида Генриховича Зорина (1924–2020), автора пьес «Варшавская мелодия», «Покровские ворота», «Царская охота» и многих других знаковых художественных текстов.

«Напишите комедию в стихах, как Грибоедов!» — предлагает Костик Соеву в «Покровских воротах». «Он плохо кончил!» — парирует автор сатирических куплетов.

undefined

В начале жизни Зорин оказался первым советским вундеркиндом. А кончил Зорин патриархом русской литературы.

Между этими рубежами Леонид Зорин написал целый театральный репертуар, несколько романов и сценариев кинофильмов, которые в нашей стране известны всем.

Леонид Зальцман родился 100 лет назад, 3 ноября в 1924 году, в Баку, в семье экономиста, занимавшего ответственный пост, и филармонической певицы. Его отец был отчаянным библиофилом, отдавал литературе всё свободное время – и мальчик рос в окружении книг. Читать (в том числе вполне взрослые романы, стихи и газеты) начал так рано, что в это даже трудно поверить.

«Опасную погоню за рифмами я начал в четырехлетнем возрасте, и был достаточно безудержен. Мой бедный отец не успевал своим каллиграфическим почерком переписывать мои каракули набело. К восьми годам я был поэтом со стажем», — вспоминал Зорин, конечно, с иронией. 

Дверь в большой мир литературы Зорину приоткрыл сам Горький. Точнее, дверь уже была открыта, Горький лишь помог девятилетнему мальчику Лене ее придержать — тяжелая. Мальчик Леня был вундеркинд — в девять лет у него уже была книга. Шутка ли. Его повезли познакомиться с Горьким, который, как рассказывал Зорин, прослезился, слушая мальчишкины стихи. А в 17 лет Зорин — уже член Союза писателей.
Потом — Москва, немыслимо ранний взлет. В 23 года парень уже драматург Малого театра.

Всё творчество Леонида Генриховича пронизано нотками бакинской душевности и теплоты. Вроде пишет он о Москве или Варшаве, а ты узнаешь в его персонажах бакинцев. Не забывает он упомянуть при случае и родной город, как например в лучшей его пьесе «Варшавская мелодия», которая уже более полувека не сходит со сцены, пережив с десяток разных постановок.

Он родился и рос в жарком Баку, а взрослел уже в холодной Москве, соединив и сохранив в себе южную экспрессивность и северную отстраненность.